9-10 августа 2022 года в г. Саратове, на базе предприятий Группы компаний «Современные Дорожные Технологии», состоялась Научно-практическая конференция «Инновационные подходы в эксплуатации автомобильных дорог»                    

             

     

                            

                                                

9-10 августа 2022 года в г. Саратове, на базе предприятий Группы компаний «Современные Дорожные Технологии», состоялась Научно-практическая конференция «Инновационные подходы в эксплуатации автомобильных дорог», организованная Дорожной Ассоциацией «Содружество Эксплуатирующих Организаций» (ДА «СЭО») совместно с ГК«СДТ». Учитывая актуальность и важность рассматриваемых вопросов, проведение мероприятия было поддержано Федеральным дорожным агентством, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Союзом дорожников и транспортников Саратовской области.

В конференции приняли участие специалисты из разных областей страны, Чеченской Республики и Татарстана. С докладами выступили разработчики нормативных документов, представители ведущих производственных и научных организаций, заводов-изготовителей техники и материалов, профильных ВУЗов, федеральных и территориальных органов управления дорожным хозяйством, УГИБДД.

Модераторами конференции выступили: президент ДА «СЭО» Алексей Борисович Амелёхин и генеральный директор ООО ЦИТИ «Дорконтроль» Владислав Николаевич Свежинский.

С приветственным словом к собравшимся специалистам обратились: первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Алексей Геннадьевич Быков, президент ДА «СЭО» Алексей Борисович Амелёхин, первый заместитель директора ФГБУ «Росдортехнология» Игорь Константинович Матвеев, председатель Совета директоров ГК «СДТ» Сергей Николаевич Жилин генеральный директор ООО ЦИТИ «Дорконтроль» Владислав Николаевич Свежинский.


«В последние годы государство уделяет дорожному хозяйству огромное внимание. Значительные средства вкладываются в строительство безопасных и качественных дорог в рамках национального проекта... И сегодня на первый план выходит вопрос о качестве содержания дорог. Ведь мало построить хорошие автомагистрали, нужно обеспечить их сохранность в надлежащем состоянии. Внедрение инновационных подходов, о которых пойдет речь на конференции, может этому поспособствовать», - подчеркнул Алексей Быков. Рабочую часть конференции открыл заместитель начальника ФКУ ФУАД «Нижне-Волжское» Олег Александрович Матасов, который рассказал об особенностях эксплуатации сети федеральных автомобильные дорог на территории Саратовской области и реализации целевой программы развития.

Президент ДА «СЭО» Алексей Борисович Амелёхин на открытии конференции с гордостью отметил, что в последние годы нигде нет такой открытой политики, как в дорожной научно-технической деятельности. «Принятые замечания и пожелания разбираются, обсуждаются и отрабатываются, а результаты обсуждений учитываются в будущей работе», - отметил выступающий.

Большой блок конференции был посвящен вопросам безопасности автомобильных дорог. Александр Александрович Вдовин, старший инспектор УГИБДД, в своем докладе представил статистику дорожно-транспортных происшествий на дорогах Саратовской области, выделил основные задачи и мероприятия в области безопасности дорожного движения, способствующие снижению основных показателей аварийности и повышению культуры поведения участников движения на дорогах.

Владислав Николаевич Свежинский, генеральный директор ООО Центр инженерно-технических исследований "Дорконтроль", и разработчик многих нормативно-технических документов по дорожной разметке, в своем выступлении затронул основные проблемы обеспечения качества и долговечности разметки, подготовки персонала и разметочной техники к выполнению работ. Докладчик сделал обзор основных выявленных нарушений при проведении операционного контроля состояния разметки в 2021 году. Вартан Андреевич Барнагян, так же поделился практическим опытом ФГБУ «Росдортехнология» проведения инспектирования качества работ по нанесению дорожной разметки на федеральных и региональных дорогах.

Начальник отдела инженерного обустройства автомобильных дорог ФАУ РОСДОРНИИ Олег Николаевич Кузьмин особое внимание уделил наиболее эффективным методам организации разделения встречных транспортных потоков на дорогах, влияющих на безопасность движения, а также требованиях к выбору мест установки камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.

Большой интерес вызвал доклад директора департамента ОБДД Группы компаний «СТиМ» Сергея Викторовича Талатая на тему «Современные материалы и механизмы для устройства дорожной разметки», приобретающих особую актуальность в условиях импортозамещения. Участникам конференции были представлены такие новинки, как гранулированный термопластик для дорог с асфальтобетонным покрытием, пластик холодного нанесения для цементобетонных сухих и влажных покрытий, система сигнальной разметки, представлен новый материал для ямочного ремонта и заделки деформационных швов, а также новая техника, позволяющая выполнять одновременное нанесение осевой и краевой линий разметки, с использованием прорывных технологий и специальных систем для выполнения больших объемов работ (15000 км в смену). В докладе также прозвучал анализ применения различных видов дорожной разметки и способов нанесения.

Производитель материалов для дорожной разметки ООО «Белая линия», в лице начальника производства Филиппа Александровича Коннова, представил продукцию своего предприятия, разрабатываемую как для асфальтобетонных, так и для цементобетонных покрытий. Его организация имеет многолетний опыт в подборе рецептов лакокрасочных материалов под различные компоненты красок, обеспечивающие устойчивость к раскалыванию при низких и высоких температурах воздуха.

ООО «Спецдортехника» группы компаний СДТ выпускает несколько модификаций машин для разметки дорог, в том числе для нанесения краской, термопластиком, двухкомпанентными холодными пластиками. Выпускаются также ручные разметочные машины для пешеходных переходов и нанесения «символики», а также маточные котлы для приготовления термопласта. Зам. директора ООО «Спецдортехника» Жилин Н.С. в своем выступлении отметил что все основные узлы, агрегаты и комплектующие отечественного производства. Предприятие «Спецдортехника» освоила за последние несколько лет изготовление помпы высокого давления для краски, экструдерного узла с головкой для нанесения термопласта, модернизированного блока управления разметкой с ведением электронного журнала выполненных работ, расхода материалов и индикацией на электронном табло линейного графика разметки по проекту. В настоящее время идут испытания экструдерного узла для структурной (объемной) разметки дорог термопластом.

На второй день конференции, был поднят вопрос о пересмотре нормативных требований к методологии определения износа горизонтальной дорожной разметки, опираясь на зарубежный и отечественный опыт в этом вопросе. В своей презентации Шаповалов Михаила Андреевича, сотрудник ГК «СДТ», представил современное программное обеспечение для мобильных устройств с уникальной математической моделью по распознаванию разметки на дорогах и определению ее износа.

Важную роль в безопасности дорожного движения занимают и другие технические средства организации дорожного движения. В этом направлении, с докладом на тему инновационного подхода при устройстве барьерных ограждений и объектов инфраструктуры на автомобильных дорогах выступил председатель совета директоров ГК«Точинвест» Имангуллов Рафаэль Лекманович. Ильдар Земфирович Рахматуллин представил инновационные разработки OAO «Завод Продмаш», выпускающий прицепы безопасности, воротные системы, подпорные стены из стальных профилированных конструкций и другое оборудование для обустройства мест производства работ.

На конференции также были рассмотрены наиболее актуальные вопросы эксплуатации автомобильных дорог. Прежде всего — это возможность импортозамещения спецтехники для выполнения работ по ремонту и содержанию дорог. Свою продукцию представили лидеры отечественного машиностроения: ООО ТД «УЗПМ», ООО НПФ «Бастион», AO «Коминвест- АКПМ» и ООО «Спецдортехника» (ГК «СДТ).

Группа компаний «СДТ» (докладчик заместитель директора Михаил Евгеньевич Шалыганов) представила новую модификацию «Буран-3» для очистки от снега дорог в зимний период, комплект навесных манипуляторов «Стриж» для летнего содержания (с дополнительными насадками для мойки бордюров, окоса травы с мульчером и др.), навесной асфальтоукладчик для устройства тротуаров, велосипедных дорожек, ямочного ремонта из горячих и холодных асфальтобетонных смесей и ряд другой продукции.

От компании ООО «НПФ Бастион» продемонстрированы заливщик швов, установка пневмонабрызга, рециклер, термос-бункер, кохер, отсыпщик обочин, распределитель сухих смесей. Заместитель директора Михаил Александрович Никифоров уделил внимание и перспективным разработкам машиностроительного завода в области оборудования для дорожной отрасли. Андрей Александрович Занозин - директор ОП Нижний Новгород AO

«Коминвест-АКМТ» презентовал участникам конференции мобильный асфальтобетонный завод циклического типа производительностью 128 тонн/час., позволяющий изготавливать все основные виды асфальтобетона, щебеночно-мастичного асфальтобетона, литого асфальтобетона для автомобильных дорог и аэродромов.

На конференции были затронуты вопросы ценообразовании по объектам ремонта и содержания автомобильных дорог. Заместитель генерального директора Александр Нмколаевич Каменских поделился информацией о текущих решаемых задачах ФАУ РОСДОРНИИ в этом направлении.

Представители ООО ТД «УЗПМ» презентовали участникам конференции инновационные материалы для зимнего и межсезонного содержания улично-дорожной сети. Пылеподавляющее средство и дорожный шампунь, которые рекламирует компания, по сути являются первопроходцами отечественных производителей в данном направлении.

Представители компании AO «Апатит» ГРУППА «ФОСАГРО» напомнили участникам конференции о возможности использования при строительстве дорог отходов от производства минеральных удобрений. В своем выступлении руководитель направления «Дорожный фосфогипс» Шитиков Константин Викторович представил все преимущества использования данного материала: экологическая безопасность для здоровья человека, высокие прочностные характеристики дорог, снижение стоимости строительства, экономический эффект, что уже подтверждено практическим опытом эксплуатации построенных дорог по данной технологии.

На мероприятии был рассмотрен еще один продукт вторичной переработки, который может быть использован для задач дорожной отрасли. Применение резиновой крошки в качестве наполнителя дорожных буферов, является перспективной альтернативой традиционно используемым наполнителям: пескосоляной и водно-резиновым смесям. Основные преимущества таких материалов, которые отметил Аленцин Владимир Михайлович - заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии TПП РФ: низкий индекс тяжести травм при наезде на буфер, высокая удерживающая способность, хорошая устойчивость свойств материала при длительной эксплуатации.

IT-решения в области автоматизации задач дорожной отрасли представила Группа компаний «СДТ». В ходе своего выступления Жилина Оксана Михайловна директор ООО «Титул-2005» особое внимание уделила результатам внедрения в программные продукты, предназначенные для обследования и цифровизации автомобильных дорог, технологий искусственного интеллекта. Затронула вопросы изменения нормативно-технических требований при планировании ремонтов на дорогах и мостах, которые повлияли на работу алгоритмов информационных систем. В заключительной части доклада были продемонстрированы основные возможности WЕВ-систем по контролю выполнения ремонтно-восстановительных мероприятий и работ по содержанию дорог и мостов.

Исполнительный директор ООО «ВИС» Курышев Валерий Викторович на конференции представил результаты внедрения интеллектуальной системы автоматического обнаружения и предупреждения водителей о появлении диких животных на проезжей части. Данная система в качестве пилотного проекта установлена на нескольких участках дорог Государственной компании «Автодор». Заметны первые результаты снижения аварийности по причине выхода диких животных на трассу.

Несколько докладов на конференции представили и специалисты мостостроения. Проблемные вопросы в области эксплуатации мостов достаточно подробно осветил к.т.н. доцент СГТУ Илья Игоревич Овчинников. В его докладе рассмотрены новые тенденции в мостостроении, применение новых строительных материалов и технологий, использование компьютерной техники для контроля и управления технологическими процессами, а также контроль качества на всех этапах жизненного цикла мостового сооружения.

В докладе зам. генерального директора OAO«Проектмостреконструкция» Олега Александровича Деревякина озвучены инновационные подходы и проектные решения, влияющие на эксплуатацию мостовых сооружений, представлены реализованные проекты путепроводов для связи разобщенных территорий с устоями с раздельными функциями и путепроводы тоннельного типа. Так же был рассмотрен опыт применения композитных материалов (водоотводных лотков, перильных ограждений) и гидроизоляции на основе полимеров и мастик.

Современным методам реконструкции мостовых сооружений был посвящен доклад генерального директора ООО «HПП СК MOCT» Вильгельма Юрьевича Казаряна. Он поделился практическим опытом реконструкции арочного металлического моста через реку Кинешемка в Ивановской области, построенным в 1956 году. При реконструкции данного сооружения, выполнено устройство дренажной системы из брикетов, разработанных ООО«HПП СК MOCT».

Завершил блок мостостроения доклад д.т.н., профессора СГТУ Овчинникова И.Г. на тему «Проблемы малого мостостроения на территории России». В докладе обращено особое внимание мостам из полимерных композитных материалов, применению гибкой полимерной композитной арматуры в арочных мостах, грунтозасыпным мостам с трубобетонными и композитно-бетонными несущими элементами.

Особое внимание на конференции было привлечено к кадровым вопросам. Правовые основы системы развития квалификаций прозвучали в докладе директора «Ассоциации Дорожного Образования», к.т.н Светланы Владимировны Жаденовой. Она также осветила вопросы реализации процедуры независимой оценки квалификаций, включая методологию оценки ГИПов, возможность реализации требований «регуляционной гильотины», предложила вариант решения актуальных проблем.

О подготовке кадров и востребованности специалистов технических специальностей дорожного и мостового профиля прозвучали выступления представителей профильного ВУЗа доцентов СГТУ к.т.н Овчинникова И.И. и  к.т.н Осиповой Т.В.

Илья Игоревич Овчинников поделился практическим опытом подготовки специалистов и партнерства с учебными заведениями на примере деятельности AO «Мостострой -11», численность персонала сотрудников которого превышает 5000 человек.

Татьяна Викторовна Осипова сделала акцент на регулярном повышении квалификации специалистов и представила обзор наиболее востребованных курсов на базе ЧОУ «Учебный Центр СДТ». Директор Центра также отметила, что привлекаемые преподаватели работают на производственных предприятиях — практики и им знакомы проблемы, с которыми сталкиваются коллеги.

На конференции выступали представители ФБУ «Саратовский ЦСМ им. Б.А. Дубовикова». Рассмотрели вопросы соблюдения единства требуемой точности измерений при осуществлении деятельности на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации автомобильных дорог и сооружений на них.

В рамках научно-практической конференции была организована выставка «Техника, оборудование и приборы для содержания и ремонта автомобильных дорог».

Конференция прошла с успехом и вызвала большой интерес участников, которыми стали более 150 слушателей — руководители федеральных и региональных органов управления автомобильными дорогами, специалисты из научных и проектных организаций, представители подрядных организаций, сотрудники научно-исследовательских институтов, представители СМИ.

Подводя итоги работы конференции, президент ДА «СЭО» Алексей Борисович Амелехин поблагодарил всех участников за плодотворную работу и выразил благодарность Министерству транспорта и дорожного хозяйства региона за помощь в организации и проведении мероприятия.